
На днях, когда села работать, фоном включила играть мультфильм «Красавица и чудовище» 1991 года. Пишу я значит анонс для предстоящей конференции и слушаю в наушниках песни нарисованных подсвечников и часов и думаю: «Вот ведь удивительно, а, когда маленькой была, все казалось таким правдоподобным, не оторвать было. А сейчас: и диалоги какие-то натянутые и голоса как будто персонажам не очень-то подходят».
Понятие «внутренний ребенок» в последнее время стало каким-то мега популярным: его пихают надо и не надо. По луже прошел – порадовал своего внутреннего ребенка. Конфету купил – поощрил свою детскую часть. А я вот задумалась, почему нам так хочется каким-то своим желаниям дать определенный возраст и от себя их отщепить? Мол, вот я вообще взрослый человек, разумный, просто слышал, что нужно радовать своего внутреннего ребенка, чтобы счастливым быть, так что я как бы все еще взрослый и разумный, просто вот эту свою часть на секундочку погулять выпущу, так психологи советуют.
И ведь всем понятно, что мы под этим названием «внутренний ребенок» объединяем какие-то свои желания, эмоции и реакции, но почему все это имеет какой-то определенный возраст? При чем довольно часто я слышу, как люди говорят об этой части, как о чужеродной. А ля: «Я бы хотела большего контакта со своим внутренним ребенком», «Мне кажется, там очень много ресурса, но я не знаю, как его использовать» и т.д. и т.п. Словно это что-то отдельное, что можно включить или выключить, можно выпустить погулять или сказать: «Сиди тихо, щас взрослые дяди и тети разговаривают».
Но на самом деле, это ведь так не работает. Действительно, в детстве у нас, наверное, намного больше непосредственных реакций. Мы все воспринимаем по-другому, мы более свободны от социальных норм и стереотипов. Понаблюдайте за детьми. Они ведь чаще всего говорят, что думают, делают, что хотят. И со временем, естественно, нам приходится этим жертвовать: так устроено общество, мы ведь не одни живем, работаем, учимся. И в этом нет ничего плохого, вопрос только в том: а осталось ли у тебя место или деятельность, в которой ты можешь быть самим собой?
В прошлой статье я тоже рассуждала и говорила об искренности. Так вот: ребенок с собой предельно честен. Он злится на полную катушку, плачет, если им грустно и капризничает, если не хочет что-то делать. Жизнь так устроена, что со временем нам приходится брать собственные эмоции и желания под контроль, от этого никуда не деться, но: остаемся ли мы с ними в контакте? Остается ли у нас место или отношения, в которых мы можем выражать себя такими, какие мы есть?
И, мне кажется, дело тут вовсе не в том, внутренний это «ребенок», «родитель» или «взрослый». У этой части вообще нет возраста. Это ведь просто про какие-то наши переживания, эмоции и желания, которые почему-то расцениваются как «детские». На которые мы вешаем определенные штампы, мол, ну какой взрослый человек по лужам под дождем прыгает?
И пока мы к этим переживаниям относимся, как к чему-то отщепленному, к чему-то, над чем можно установить контроль или что можно использовать в качестве ресурса, мы ведь, на самом деле, не переживаем их. И мы и не почувствуем этого контакта с самим собой, пока не признаемся, что дело тут не в ребячестве или чем-то еще. А что просто, черт возьми, я в свои 26 хочу попрыгать по лужам в резиновых ботинках. И почему бы нет?
И, кстати говоря, сколько бы я ни рассуждала о плохом переводе мультика, не соответствии некоторых голосов образам и так далее, все равно ведь в конце рыдала, сопли на кулак наматывая. J
Полина Черкас – психоаналитический психотерапевт, специалист Центра Психотерапии и Психоанализа к.псх.н. Тимошкиной А.А.